Уважаемый Виктор Федорович!
В Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения обратились организации похоронного обслуживания населения с предложениями по совершенствованию системы предоставления ритуальных услуг.
Похоронное обслуживание населения является одной из наиболее социально значимых сфер услуг. Годовой оборот в данной сфере составляет около 27 млрд. рублей. В России насчитывается более 70 тыс. кладбищ. Среднегодовая потребность под новые погребения составляет 250-300 га земель.
Вместе с тем, анализ существующей практики показывает, что в регионах нередко превалирует коммерческая направленность предоставления ритуальных услуг, жесткая конкуренция между предпринимателями, факты вымогательства, навязывания гражданам дорогостоящих услуг и предметов ритуального назначения. Происходит криминализации похоронной сферы.
Эти процессы усугубились после отмены лицензирования в 2003 году деятельности по оказанию ритуальных услуг, свертывания государственного и муниципального регулирования этой деятельности. В результате серьезными проблемами остаются:
- отсутствие Кадастра мест захоронений в Российской Федерации, а также необходимых нормативно-методических документов, стандартов по похоронным услугам, технических регламентов по проектированию, строительству и эксплуатации кладбищ и надгробных сооружений;
- в генеральных планах развития городских и сельских поселений не предусматривается, строительство объектов похоронного назначения (в т.ч. крематориев), существующие кладбища не оформляются в соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации;
- не уделяется должного внимания поддержанию в надлежащем состоянии воинских захоронений, крайне неприглядный вид имеют многие сельские кладбища и кладбища малых городов;
- неудовлетворительное состояние подготовки и переподготовки кадров для ритуальных организаций.
Если положение дел в похоронной отрасли не изменится, то через несколько десятков лет наши города будут окружены не лесами и полями, а плотным кольцом кладбищ, которое неизменно будет увеличиваться. Крайнюю озабоченность вызывает отсутствие в актах о смерти умерших сведений об особо опасных и инфекционных и других заболеваниях, указаний на способ захоронения таких лиц (кремация или погребение). Внедрение кремации позволит повысить экологическую и санитарно-эпидемиологическую безопасность населения, ежегодно экономить ценные пригородные земли и десятки миллионов рублей на обустройство новых кладбищ, создать дополнительные рабочие места, уменьшить расходы государства и граждан на ритуальные услуги.
На протяжении десятилетий похоронное дело входило в состав жилищно-коммунального комплекса России. Вместе с тем данные функции в Положении о Минрегионе России, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. № 40 не предусмотрены. С принятием федерального закона Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопрос похоронного обслуживания населения и выделения финансовых средств на эти цели отнесен полностью к компетенции органов местного самоуправления муниципальных образований, которые не имеют возможностей для исполнения этих обязанностей.
Учитывая изложенное, а также крайнюю остроту проблем в похоронном обслуживании населения, непосредственное влияние этих организаций на санитарно-эпидемиологическую и экологическую безопасность населения Российской Федерации, просим Вас, уважаемый Виктор Федорович, инициировать рассмотрение вопроса о состояния похоронного дела в стране и мерах по его улучшению на заседании Совета Безопасности Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, основных религиозных конфессий и общественных организаций. Предлагаем с участием всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, основных религиозных конфессий, субъектов Российской Федерации и общественных организаций разработать проект Федеральной целевой программы "Развитие похоронного дела в Российской Федерации на период с 2012 по 2025 годы", а также подготовить предложения по изменению и дополнению Федерального Закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" с целью кардинального изменения положения дел в отрасли и приобщения населения к цивилизованному похоронному сервису.
С уважением, Председатель профсоюза А.Д.Василевский |