17 марта 2017 года состоялось расширенное заседание Координационного совета представителей автомобильного и городского наземного электрического транспорта при Министерстве транспорта Российской Федерации
В заседании приняли участие представители Минтранса России, Ространснадзора, Государственной Думы РФ, транспортных ведомств субъектов РФ, и другие. От Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения приняли участие Председатель Профсоюза А.Д.Василевский, заместитель Председателя Профсоюза Н.Л.Филиппова.
Во вступительном слове министр транспорта М.Ю.Соколов отметил, что деятельность Координационного совета организована на принципах максимальной открытости. В 2016 году состоялись 4 заседания, на которых рассматривались вопросы совершенствования законодательства, стабилизации деятельности отрасли и обеспечения интересов России в области международных автоперевозок. Исходя из анализа поступающих в Минтранс обращений граждан, приоритетными являются вопросы, связанные с организацией транспортного обслуживания населения.
М.Ю.Соколов рассказал о разработанном социальном стандарте транспортного обслуживания населения при перевозках пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. Апробация стандарта должна завершиться в мае 2017 года в Калининграде в рамках реализации проекта "Сокращение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России". Об актуальности стандарта, его назначении, зарубежном и российском опыте стандартизации транспортного обслуживания населения рассказала Е.О.Брязгина - заместитель генерального директора ОАО "НИИАТ".
О реализации государственной политики в области автомобильного и городского наземного электрического транспорта в 2016 году и задачах на 2017 год рассказал заместитель Министра транспорта РФ Н.А. Асаул. В его докладе были озвучены вопросы совершенствования правового регулирования пассажирских и грузовых перевозок, обеспечения транспортной безопасности и связанной с ней необходимостью применения адекватных мер от незаконных вмешательств.
От Общероссийского профсоюза жизнеобеспечения выступил А.Д.Василевский с Предложениями Профсоюза "Об итогах нормотворческой деятельности в области автомобильного и городского наземного электротранспорта в 2016 г. и задачи на 2017 г."
(Фото и информация Министерства транспорта РФ)
ПРЕДЛОЖЕНИЯ Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения к расширенному заседанию Координационного Совета при Минтрансе РФ 17 марта 2017 года по вопросу «Об итогах нормотворческой деятельности в области автомобильного и городского наземного электротранспорта в 2016 г. и задачи на 2017 г.» 1. Электрический пассажирский транспорт общего пользования наряду с автобусным транспортом, метрополитеном и такси является отраслью, деятельность которой направлена на поддержание мобильности населения городов, обеспечение их нормальной жизнедеятельности и деловой активности. В 1992 г.произошла передача трамвайных и троллейбусных хозяйств в ведение муниципалитетов, что при отсутствии необходимых регуляторов установления тарифов на транспортные услуги, стандартов качества привело к резкому сокращению подвижного состава и инфраструктуры отрасли, развалу её экономики. Ещё более осложнило работу ГЭТ принятие в 2003г. Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором к вопросам транспортного обслуживания населения для органов местного самоуправления было отнесено всего лишь «создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.» (Глава 3 ст.14 п.7). Такое решение привело к возникновению на рынке транспортных услуг избыточной и недобросовестной конкуренции со стороны частных перевозчиков, которые, дублируя социально значимые маршруты общественного горэлектротранспорта, отбирая у него платных пассажиров и не перечисляя в бюджеты городов полноценных налогов, стали разрушителями общественного горэлектротранспорта. В результате за последние 15 лет 12 российских городов потеряли городской электротранспорт, ещё 19 – находятся в зоне риска. Около 80% предприятий ГЭТ либо убыточны, либо балансируют на грани банкротства. И такая картина сохраняется многие годы. В сложившихся условиях очевидна необходимость пересмотра Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 в части организации работы общественного городского электротранспорта. В этом ФЗ необходимо чётко определить полномочия органов местного самоуправления в решении проблем комплексного развития общественного горэлектротранспорта, а также ответственность этих органов за эффективное функционирование отрасли. 2. Не в полной мере учитывает особенности организации работы на горэлектротрансе Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 15.07.2016). Так, ст.19 п.1 этого ФЗ устанавливает технические неисправности, создающие угрозу безопасности дорожного движения, согласно утвержденному Правительством РФ Перечню для автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, кроме трамваев и троллейбусов. Этот пробел в законодательстве восполняют Правила технической эксплуатации, которые не пересматривались с 2011 г. Данный недостаток Федерального закона № 196-ФЗ в декабре 2016 г. устранён Минтрансом РФ, которое внесло изменение в ст.20 данного ФЗ. Согласно этому дополнению, принятому в первом чтении Государственной Думой РФ, Минтранс РФ, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, получил право пересмотра действующих Правил технической эксплуатации (ПТЭ) на горэлектротранспорте. Поэтому Профсоюз жизнеобеспечения просит руководство Минтранса РФ ускорить пересмотр этого необходимого практикам документа в соответствии с современными требованиями с широким участием в этой работе специалистов отрасли. Нуждается в пересмотре и ст.18 п.2 этого же Федерального закона, где закреплено, что «нормы, правила и процедуры технического обслуживания и ремонта транспортных средств устанавливаются заводами-изготовителями транспортных средств с учётом условий их эксплуатации». Данная норма не соответствует сложившейся практике в городском электротранспорте, где в значительной части эксплуатируется подвижной состав, изготовленный ныне несуществующими заводами, как в России, так и за рубежом. (Например, по трамваям – ЧКД «Татра», ПТМЗ, по троллейбусам – ВЗТМ, ПТМЗ, МТРЗ, а для вагона модели 71-605 эти нормы вообще не прописаны). В этой же связи хотелось бы обратить внимание ещё на один документ, утверждённый Минтрудом РФ 14 ноября 2016г. приказом № 635-Н. Это Правила по охране труда на городском электрическом транспорте, где в ст.5 Общих положений повторяется то же требование, что и в ст.18 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.95: «работодателям предлагается обеспечить содержание городского электрического транспорта в исправном состоянии и его эксплуатацию в соответствии с требованиями Правил и технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя». Понимая, какое значительное количество транспортных средств на предприятиях ГЭТ эксплуатируется за пределами амортизационных сроков, предлагаем в ст.18 ФЗ № 196 внести необходимые коррективы, а также привести в соответствие с существующим положением Приказ Минтруда РФ от 14.10.2016 № 635-Н. 3.Основным ресурсом ГЭТ является электроэнергия. В статье расходов на эксплуатационную деятельность предприятий ГЭТзатраты на электроэнергию составляют от 15 до 25% затрат на основную деятельность в зависимости от региона. Поэтому для ГЭТ весьма актуально установление льготных тарифов на электроэнергию, так как перевозчики не в состоянии по действующим тарифам покрыть затраты на электроэнергию за счёт стоимости билетов за проезд. Высокая доля этих расходов – не только результат потерь электроэнергии в связи с неудовлетворительным состоянием контактной сети (34.3% которой в 2015г. требовали капитального ремонта, а 49.9% - реконструкции, либо замены), но также в значительной степени результат перехода на свободные цены по нерегулируемым тарифам. . Кроме того происходит неоправданное повышение затрат на электроэнергию из-за неравномерности потребления. Колебания составляют до 30-40% в зависимости от сезона, перекрытий движения в связи с ремонтом дорог, дорожно-транспортных происшествий и т.п., что является объективной особенностью функционирования предприятий ГЭТ. В то же время автотранспортные пассажирские предприятия получают топливо по тем же регулируемым тарифам, что и население. Считаем, что эффективной мерой государственной поддержки предприятий ГЭТ должно стать принятие Правительством РФ решения о переводе ГЭТ из категории промышленных предприятий по оплате электроэнергии в категорию предприятий, оказывающих коммунальные услуги для населения. Целесообразно установить тарифы для предприятий ГЭТ на уровне тарифов для населения, пользующегося электроплитами, определить тарификацию в объёме фактического потребления предприятиями ГЭТ электроэнергии без учёта отклонений от планового её потребления. В Рекомендациях Общественной палаты РФ от 06.04.2016 в п.4 Минтрансу РФ и Минэнерго РФ было предложено «Внести изменения в Постановление Правительства № 442 от 04.05.2012 «О функционировании розничных рынков электроэнергии», которые позволят установить оплату за использование электрической энергии на тягу, т.е. на перевозку пассажиров по льготным тарифам (по категории отпуска электроэнергии городскому электротранспорту по ставке для населения).» Поскольку предложение о введении льготных тарифов на электроэнергию имеет социальную значимость, просим ускорить решение данного вопроса. 4. Около 80% предприятий ГЭТ по независящим от них объективным причинам убыточны. При этом в ГЭТ многие годы сохраняется недопустимо низкий уровень среднемесячной заработной платы, что не способствует закреплению кадров квалифицированных специалистов и рабочих. Если по транспортному комплексу в целом среднемесячная зарплата за январь-сентябрь 2016г. составила 44.9 тыс.рублей, то на трамвайном транспорте - всего 26.6 тыс.руб., на троллейбусном – 27.1 тыс.руб. Эти показатели по оплате труда не идут в сравнение со среднемесячной зарплатой в железнодорожном транспорте (46.2 тыс.руб.), на метрополитене (58.6), где также используется в качестве тяговой силы электроэнергия. Хотя интенсивность труда водителей трамвая и троллейбуса в крупных городах не менее высокая, чем в этих видах транспортной деятельности. Работа требует полной сосредоточенности и ответственности за жизнь пассажиров. Поэтому Профсоюз жизнеобеспечения предлагает обязать территориальные тарифные комиссии при формировании тарифов на услуги предприятий ГЭТ, исходить при определении размера фонда зарплаты предприятий из размеров минимальной месячной тарифной ставки по оплате труда, установленной Общероссийским отраслевым тарифным соглашением, заключённым между ООР ГЭТ и Профсоюзом жизнеобеспечения. Этот документ определяет также и порядок индексирования заработной платы. Считаем целесообразным ввести в практику работы ГЭТ такой документ как утверждённые Правительством РФ Основы ценообразования в сфере деятельности горэлектротранспорта, которые позволят на основе долгосрочных параметров осуществлять регулирование тарифов в ГЭТ, а также определять операционные расходы регулируемых организаций на каждый год долгосрочного периода регулирования путём индексации установленного базового уровня операционных расходов. Такие Основы ценообразования, утверждённые Правительством РФ, многие годы используются для тарифообразования на услуги водо-, тепло-, электро- и газоснабжения населения в субъектах РФ. |