20 февраля 2013г. в г. Красногорске состоялось заседание Коллегии Минрегиона России "Об итогах деятельности Министерства регионального развития Российской Федерации по стратегическому и территориальному планированию в Российской Федерации за 2012 год и задачах на 2013 год". В работе Коллегии принял участие и выступил Председатель Профсоюза А.Д.Василевский (выступление прилагается).
Тезисы к выступлению А.Д.Василевского на коллегии Минрегионразвития РФ 20.02.2013 В ходе обсуждения вопроса "Об итогах деятельности Минрегиона России по стратегическому и территориальному планированию в Российской Федерации" позвольте коротко ознакомить членов Коллегии с современным опытом местного самоуправления в норвежском обществе, принятой в Норвегии моделью управления на местном уровне и системой трёхстороннего сотрудничества между муниципальными политиками, административным руководством и норвежским профсоюзом муниципальных работников и сферы услуг, направленные на реорганизацию и развитие государственного сектора общественного обслуживания. К сожалению, муниципальный уровень трёхстороннего сотрудничества в России существенно отстаёт в своём развитии от федерального и отраслевого уровня, где действуют Генеральное и общероссийские отраслевые тарифные соглашения. В первичном звене - в организациях и на предприятиях действуют коллективные договора, а муниципальный уровень выпадает из общей системы трёхсторонних отношений. Это негативно влияет на эффективность, проводимых на муниципальном уровне реформ жилищно-коммунального хозяйства и развитии рыночных отношений в этом секторе экономики. Норвежский профсоюз муниципальных работников и сферы обслуживания играет активную роль в развитии и обеспечении хорошо функционирующего норвежского общества всеобщего благосостояния и сильного государства. Профсоюз не только защищает приобретённые трудящимися права и льготы, но также содействует развитию государственного сектора общественного обслуживания. У нас с Норвегией в системе территориального управления очень много общего: здесь три административных уровня - муниципальный, областной и государственный, 430 муниципалитетов и 19 регионов. Основные отрасли: нефтегазовая, рыболовная и гидроэнергетическая, т.е. условия развития экономики и социальной сферы очень похожие на наши. Управление в муниципалитетах, губернских правлениях и государстве осуществляется демократическим путём, проводятся выборы - один раз в 4 года. Муниципалитеты несут ответственность за социально-бытовые услуги, многие из них владеют совместно электроэнергетическими компаниями. Региональный уровень несёт ответственность за дороги регионального назначения, общественный транспорт и другие общественные услуги. В 90-е годы в Норвегию, также как и в Россию, пришла волна реформ в виде новых организационных форм и структур корпоративного управления, истоки которой лежат в американской промышленности и сфере услуг. Норвежский профсоюз вовремя понял, что такие подходы менеджмента представляют реальную угрозу государству всеобщего благосостояния и зарекомендовавшей себя северной модели экономики. Это связано с аутсорсингом, конкурсными торгами и приватизацией сферы основных общественных и социальных услуг. В сложившейся ситуации профсоюз начал искать альтернативную американской модель развития государственного сектора общественного обслуживания, за основу которой была принята северная модель трёхстороннего сотрудничества и социального партнёрства. В 1996 году норвежский профсоюз выступил с инициативой эксперимента, получившего название "Образцовый муниципалитет". Идея заключалась в том, чтобы перенести трёхстороннее сотрудничество между государством, работодателями и работниками с макроуровня на микроуровень, т.е. в муниципалитеты, идти снизу вверх, а не сверху вниз, задействовать компетентность и творческие способности работников муниципалитетов, работодателей и профсоюзных работников. В 2006 году Правительство Норвегии на основе этого эксперимента уже реализовало Национальную программу - "Программу качества муниципалитетов в период 2007 - 2010 годов". В Программу включились 138 муниципалитетов. Программа была положительно оценена тремя национальными Научно-исследовательскими институтами. В 2011 - 2012 гг. в Программу были включены ещё 100 новых муниципалитетов. Эффективность трёхстороннего сотрудничества на муниципальном уровне в Норвегии была обеспечена договором сотрудничества между политиками, администрацией и профсоюзным движением в муниципалитетах. Суть такого договора в эффекте синергии (где сумма 1 + 1 + 1 > 3). В ходе реализации договоров после совместного обсуждения проектов и программ, выдвигаемых на местном уровне муниципальными администрациями, руководителями госучреждений, депутатами и представителями профсоюзов становится более понятным содержание предстоящих преобразований, что обеспечивает лучшее понимание интересов сторон трудовых отношений, их взаимоуважение, равноправие, нахождение решений, которые учитывают различные интересы, а также коллективную и социальную ответственность за них. Трёхстороннее сотрудничество на местном уровне позволяет эффективнее использовать местные ресурсы и опыт в обеспечении качественных государственных услуг для граждан. Норвежский профсоюз муниципальных работников и сферы обслуживания затрачивает много сил на обучение своих сотрудников, чтобы они могли не только отстаивать права работников, но и сотрудничать с работодателями и государством на основе консенсуса. И это им удалось. В результате статус профсоюза и положение его в муниципальных образованиях только укрепляется. Известно, что модель развития норвежского общества на основе трёхстороннего сотрудничества позволила обеспечить отлично организованную трудовую деятельность в стране, присутствие сильных профсоюзов и организаций работодателей, а также повысила роль государства в качестве активной третьей стороны. Государство всеобщего благосостояния, каким является Норвегия, предполагает относительно высокий уровень налогообложения. При этом заработная плата работников в основном определяется централизованно, поэтому различия в заработной плате между разными группами работников относительно не велики. Несмотря на высокий уровень налогообложения и развитый сектор социального обеспечения на международном уровне Норвегия лидирует по производительности труда, высокому уровню занятости, низкому уровню безработицы, модернизации и инновациям в экономику. Норвежский опыт трёхстороннего сотрудничества и социального партнёрства на муниципальном уровне, безусловно, заслуживает тщательного изучения и применения в российских муниципальных образованиях, которые сегодня отстранены от общей государственной системы трёхсторонних отношений. Синергетический эффект, возникающий в результате трёхстороннего сотрудничества, думаю, был бы интересен для повышения эффективности работы российских муниципальных образований. Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения готов оказать всемерную поддержку распространению этого опыта в российских муниципалитетах и выступить с инициативой заключения подобных норвежским трёхсторонних договоров между администрациями муниципалитетов, работодателями и территориальными структурами Профсоюза. |